ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
Или вы можете позвонить нам сами
+7 904 326 7696
Судебная экспертиза по делу №А63-13711/2023
Сумма иска 3 048 105 руб.

ПРОБЛЕМА
Истец (эксплуатирующая организация) обратился в суд с исковым заявлением к ответчику (подрядная организация) о замене в рамках гарантийных обязательств вышедших из строя аккумуляторов двух типов, установленных на автоматизированном пункте весогабаритного контроля. Подрядчик посчитал, что причиной образования дефектов явилось нарушение условий эксплуатации, и не признал случай гарантийным.

ПОСТАВЛЕННЫЕ НА ЭКСПЕРТИЗУ ВОПРОСЫ

  • Каковы причины:
    – понижения емкости АКБ «Восток PRO» CR 12200 12 В 200 А·ч;
    – низкого значения тока на выходе, разгерметизации корпуса по швам АКБ «Rutrike» 6-DZF-12 12 В 18 А·ч № 1;
    – вздутия корпуса, низкого значения тока на выходе АКБ «Rutrike» 6-DZF-12 12 В 18 А·ч № 2 (заводской брак, некачественный монтаж, ненадлежащая эксплуатация (и/или обслуживание), перепады мощности электрической энергии, ненадлежащие действия ответственных лиц, действие непреодолимых сил, либо иное);
    Влечет ли снижение емкости невозможность дальнейшей эксплуатации АКБ?
  • Являются ли выявленные дефекты критическими для функционирования пункта весогабаритного контроля в целом и возможно ли функционирование пункта весогабаритного контроля без АКБ «Восток PRO» CR 12200 12В 200 А·ч, АКБ «RuTrike» 6-DZF-12 12В 18 А·ч, АКБ «RuTrike» 6-DZF-12B 18 А·ч в соответствии с прямым назначением - измерением весогабаритных параметров транспортных средств?
    Возможно ли функционирование пункта весогабаритного контроля при отсутствии АКБ «Восток PRO» CR 12200 12В 200 А·ч, АКБ «RuTrike» 6-DZF-12 12В 18 А·ч, АКБ «RuTrike» 6-DZF-12B 18 А·ч.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Органолептический
Инструментальные измерения
Эксперимент
Документальный
Аналитический

ТЕРМИНЫ И ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

В настоящем разделе приведены основные используемые в исследовании термины и общие теоретические сведения в области устройства и эксплуатации химических источников тока (аккумуляторов).

Разряд (источника тока): Процесс, в ходе которого источник тока при определенных условиях выдает образующуюся в нем электрическую энергию во внешнюю электрическую цепь, имеющую нагрузку.

Глубина разряда (ГР): Доля емкости/энергоемкости, отданной при разряде, от величины оговоренной емкости/энергоемкости.

Глубокий разряд: Разряд химического источника тока до напряжения, равного или ниже установленного конечного напряжения разряда.

Заряд (аккумулятора): Процесс, во время которого аккумулятор получает электрическую энергию от внешней цепи, в результате чего происходят химические изменения в электродах, и получаемая электрическая энергия сохраняется в виде химической энергии (энергии электростатического поля).

Полный заряд: Степень заряженности, при которой все имеющееся активное вещество источника тока находится в такой степени заряженности, что дальнейший заряд при выбранных условиях не приводит к существенному увеличению емкости.

Знак тока батареи: Знак тока, проходящего через источник тока: ток разряда источника определен как положительный, ток заряда - как отрицательный.

Разрядка (состояние): Состояние НА, при котором он полностью функционален и передает энергию нагрузке.

Зарядка (состояние): Состояния НА, при котором он контролируемым образом снабжается электрической энергией для увеличения его степени заряженности.

Техническая характеристика: Характеристика объекта с точки зрения непосредственно его свойств, а также допустимых свойств окружающей среды, совокупности и силы воздействия внешних факторов.

Рабочий показатель: Результат количественной оценки при работе в установленных условиях.

Номинальное значение: Значение параметра, используемое для обозначения и идентификации компонента, устройства, оборудования или системы.

Емкость [энергоемкость] (элементов или батарей): Электрический заряд (количество электрической энергии), который элемент или батарея может отдать при определенных условиях разряда.

Внутреннее сопротивление (омическое сопротивление): Сумма отдельных сопротивлений электролита, электродов, сепараторов, перемычек и выводных клемм, характеризующая способность источника тока разряжаться большими токами.

Ток холодной прокрутки: Ток разряда, указанный изготовителем, который может обеспечить стартерная батарея для пуска двигателя в условиях низких температур.

Отказ: Потеря способности выполнять требуемую функцию.

Батарея с абсорбирующим стекловолоконным сепаратором; батарея AGM (absorbent glass mat battery. AGM battery): Батарея VRLA, в которой электролит иммобилизован путем поглощения в нетканом стекловолоконном материале — стеклянном мате.

ПРОЦЕСС ИССЛЕДОВАНИЯ

Основные положения
В данном разделе приведена информация, полученная в результате изучения материалов дела и при осмотре электрооборудования, на основании которой выполнен анализ и подготовлено заключение. Полученные выводы используются для ответов на поставленные перед экспертизой вопросы.

В рамках выполнения работ по капитальному ремонту «участка автомобильной дороги с устройством автоматизированного пункта весогабаритного контроля» между Истцом и Ответчиком был заключен контракт №***.

Проектом предусмотрено проведение работ по устройству пунктов весогабаритного контроля, электрооборудование которых содержит аккумуляторные батареи.

В соответствии с Техническим отчетом по результатам инженерно-геодезических изысканий для подготовки проектной документации характеристика климатических условий для зимнего сезона следующая.
Зима умеренно-мягкая. Средняя температура зимой около -5оС, однако часто наблюдаются перепады температур. При наступлении арктического воздуха в городе устанавливается ветреная и морозная погода, температура может упасть до -20, а при вторжении тропического воздуха наступают оттепели и температура, бывает, поднимается до +10-15 градусов. Глубина сезонного промерзания грунтов составляет 0,8 м.

Архивные метеорологические данные по г. **** позволяют оценить фактическую нижнюю границу температур в зимние месяцы 2020-23 гг. Данные о нижних границах температуры в зимние месяцы 2020-23 гг. приведены в табл. 1.

Таблица 1 – Нижние границы температур в зимние месяцы 2020-23 гг. (оС)

Месяц

2020

2021

2022

2023

январь

-9

-17

-13

-19

февраль

-17

-20

-9

-18

декабрь

-11

-14

-9

-10


Минимальная температура в зимние месяцы в г. **** зафиксирована на уровне -20 оС.
Система АПВГК содержит ряд устройств, схематичный вид системы приведен на рис. 1.
Рис. 1 – Схематичный вид системы АПВГК
В состав оборудования системы АПВГК входят аккумуляторные батареи (АКБ), используемые для построения источника бесперебойного питания (ИБП). В соответствии с проектом (имеется в материалах дела в электронном виде. Часть «Принцип действия дополнительных модулей. ПИР-5.6-ТКР-АПВГК») в качестве ИБП предусмотрено использование системы резервирования питания в связке с АКБ – группой из 4-х аккумуляторов номинальной емкостью 180 А·ч и номинальным напряжением 12 В. Использование данного оборудования обеспечивает корректное завершение работы комплекса АПВГК при отключении внешнего источника электропитания.

Использование вандалозащищенного климатического шкафа обусловлено необходимостью гарантированного поддержания температурного режима, позволяющего корректно функционировать батареям, входящим в ИБП.
В соответствии с паспортом Системы измерений параметров автомобильных транспортных средств в движении UnicamWIM (CAM 20002734) предусмотрено систематическое обслуживание оборудования, включающее в себя декадное техническое облуживание (ДТО) системы электроснабжения, бесперебойного и резервного питания, в ходе которого выполняется проверка резервного питания и устройства ИБП, проверка системы зарядки аккумуляторных батарей и их емкости.

Акт комиссии о приемке в эксплуатацию рассматриваемого объекта капитального ремонта датирован 31.12.2020.

Акт осмотра оборудования АПВГК, в ходе которого установлены неисправности аккумуляторов, датирован 10.04.2023. Продолжительность работы аккумуляторных батарей к этому моменту времени составила два года и три полных месяца.

В ходе осмотра установлено, что АКБ «Восток PRO» и «Rutrike» не пригодны для дальнейшей эксплуатации вследствие потери емкости и снижения уровня разрядного тока. Дополнительно у аккумуляторов «Rutrike» зафиксирована разгерметизация, вздутие корпуса.

В материалах дела содержится информация, указывающая на факты некорректной работы концевика двери антивандального шкафа АПВГК.

В отзыве на исковое заявление Ответчик указывает на имевшиеся факты вмешательства третьих лиц в работу оборудования АПВГК.

В материалах дела имеются акты обследования аккумуляторов, выполненных компанией ****.
В ходе обследования выполнены измерения напряжения (В), ток (разрядный) по IEC (А), сопротивление (внутреннее) (мОм), остаточная емкость (%).
Ниже приведены результаты обработки данных, приведенных в актах обследования.
Рис. 2 – Напряжение на аккумуляторах «Восток PRO»
Динамика изменения напряжения на аккумуляторах «Восток PRO» приведена на рис. 2. Напряжение на аккумуляторах с номерами 2 – 4 находится в диапазоне 12,5 – 13,5 В, а на аккумуляторе 1 – падает с уровня 12,5 до 11,0 В. Падение напряжения зафиксировано с марта 2023 гг.

Результаты измерения пускового тока по стандарту ГОСТ Р 53165-2020 (МЭК (IEC) 60095-1:2018) приведены на рис. 3.
Рис. 3 – Разрядный ток аккумуляторов «Восток PRO»
Измеренные значения разрядного тока у аккумуляторов с номерами 2 – 4 находятся на уровне 240 – 440 А, для аккумулятора 1 указанное значение падает с уровня 253 до 12 А. При этом, наблюдаемое снижение измеренного значения пускового тока для аккумулятора номер 1 наблюдается с июня 2022 г.

Измеренные значения внутреннего сопротивления приведены на рис. 4. Сопротивление аккумуляторов 2 – 4 не превышает 10 мОм, для аккумулятора 1 внутреннее сопротивление возрастает до значения 149 – 300 мОм. Ниже (рис. 20) приведены технические характеристики аккумуляторов, в том числе внутреннее сопротивление полностью заряженного аккумулятора, которое составляет 3,8 мОм.
Рис. 4 – Внутреннее сопротивление аккумуляторов «Восток PRO»
В данном случае первое существенное отклонение внутреннего сопротивления аккумулятора 1 зафиксировано в декабре 2022 г., потом далее – весной 2024 г., когда сопротивление превысило паспортное значение для полностью заряженного аккумулятора на два порядка (до 300 мОм).

Остаточная емкость аккумуляторов с номерами 2 – 4 сохраняется на уровне 100 %, при этом емкость аккумулятора 1 падает до 0 – 0,9 % (рис. 5). Указанное падение емкости фиксируется на всем сроке наблюдений – с июня 2022 г.
Рис. 5 – Остаточная емкость аккумуляторов «Восток PRO»
Результаты измерения напряжения в соответствии с актами обследования аккумуляторов «Rutrike» приведены на рис. 6. Напряжение на аккумуляторах номера 1 и 2 зарегистрировано в диапазоне 12,65 – 9,2 В в сторону понижения. Снижение напряжения зафиксировано с марта 2022 г. (первое измерение после прохождения зимнего периода 2022 г.).
Рис. 6 – Напряжение на аккумуляторах «Rutrike»
Разрядный ток аккумуляторов «Rutrike» не измерялся.
Внутреннее сопротивление аккумуляторов «Rutrike» до разгерметизации показало рост со значений 4,1 до 20,3 мОм (рис. 7). В дальнейшем не измерялось. Внутреннее сопротивление по паспорту (см. ниже, рис. 22) при полном заряде составляет около 10 мОм, а при наступлении зимнего периода 2022 г. (акт от 26.12.2022) фиксируется сопротивление, превышающее указанные значения.
Рис. 7 – Внутреннее сопротивление аккумуляторов «Rutrike»
Остаточная емкость аккумуляторов номеров 1 и 2 падала со значений 70 – 75 % до околонулевых значений, свидетельствующих о полной потере емкости аккумуляторами (рис. 8). Нулевая емкость аккумуляторов фиксируется в акте обследования от 27.03.2023, т.е. после прохождения зимнего периода 2022-23 гг.
Рис. 8 – Остаточная емкость аккумуляторов «Rutrike»
Осмотр АПВГК и электрооборудования, в т.ч. АКБ, выполнен экспертом 24.09.2024.
Общий вид, поясняющий расположение аккумуляторов в шкафу АПВГК приведен на рис. 9.
Аккумуляторная батарея из аккумуляторов «Восток PRO» расположена в нижней части вандалозащищенного шкафа (рис.10). АКБ из аккумуляторов «Rutrike» на фото показана внизу шкафа (рис. 11), но в соответствии с проектом в нормальном режиме работы располагается в отдельном шкафу, содержащем оборудования по регистрации климатических показателей (рис. 11).
Рис. 9 – Общий вид шкафа АПВГК
Рис. 10 – Размещение аккумуляторов «Восток PRO» в шкафу АПВГК
Рис. 11 – Размещение аккумуляторов «Rutrike» в шкафу АПВГК
Разгерметизация по швам и вздутие аккумуляторов «Rutrike» зафиксированы при осмотре, отдельные фрагменты приведены на рис. 12.
Рис. 12 – Внешний вид аккумуляторов RuTrike в шкафу АПВГК
Контроль граничных значений температуры осуществляется с помощью температурных реле, уставки по температуре которых составляют 0 и 30 оС (рис. 13).
Рис. 13 – Размещение температурных реле в шкафу АПВГК
Для поддержания температуры в шкафу расположены кондиционер и обогреватели (рис. 14).
Рис. 14 – Обогреватели (а, б) и кондиционер (в) в шкафу
При контроле заряда и разряда экспертом установлено следующее.
При переводе АКБ в режим разряда напряжение на выходе АКБ составило 25,0 В, ток – 19 А. Нагрузка на стороне переменного тока – 0,4 кВт, напряжение – 219 В (рис. 15).

Рис. 15 – Показатели работы комплекса в режиме разряда АКБ «Восток PRO»

При последующем переводе АКБ в режим заряда напряжение со стороны переменного тока составило – 236 В, нагрузка – 0,7 кВт, напряжение на АКБ – 25,5 В, ток заряда – 8 А (рис. 16).

Рис. 16 – Показатели работы комплекса  в начале режима заряда АКБ «Восток PRO»

В режиме заряда напряжение постоянного тока увеличивается до 27,6 В, при этом ток заряда составляет 30 А (рис. 17).

Рис. 17 – Показатели работы комплекса в режиме заряда АКБ «Восток PRO»

По окончании режима заряда ток в АКБ падает до 0 А, при этом напряжение составляет 27,1 В (рис. 18).

Рис. 18 – Показатели работы комплекса по окончании режима заряда АКБ «Восток PRO»

Для определения параметров АКБ при осмотре использовался прибор Rokodil ScanX Max (автомобильный диагностический сканер с функцией АКБ тестера для диагностики легковых автомобилей и аккумуляторных батарей различных типов), предоставленный эксплуатирующей организацией.
Результаты испытаний аккумуляторов в ходе осмотра показали следующие параметры АКБ (рис. 19). Для аккумулятора 1 степень заряженности SoC равна 3 %, внутреннее сопротивление превышает 300 мОм, ток разряда по IEC – менее 10 А, напряжение – 13,46 В. Для аккумулятора 4 степень заряженности SoC равна 100 %, внутреннее сопротивление 5,34 мОм, ток разряда по IEC – 546 А, напряжение – 13,22 В. Результаты измерений показывают существенное расхождение параметров аккумуляторов, которые эксплуатируются в составе одной АКБ в одинаковых условиях и режимах работы.

Рис. 19 – Параметры аккумуляторов при осмотре АКБ «Восток PRO»

Аккумуляторы «Восток PRO» имеют следующие (имеются в материалах дела) технические характеристики (рис. 20). Допустимый температурный диапазон – от -20 до +60оС. В буферном режиме напряжение АКБ должно составлять около 2,3 В × 6 = 13,8 В, в циклическом режиме 2,45 В × 6 = 14,7 В. Так как аккумуляторы в АКБ соединены последовательно-параллельно, рекомендуемое напряжения увеличивается в два раза. Для работы в буферном режиме (нормальный режим эксплуатации для АКБ на АПВГК) напряжение с учетом последовательного соединения аккумуляторов должно составлять 27,6 В. Внутреннее сопротивление одного полностью заряженного аккумулятора составляет 3,8 мОм.

Рис. 20 – Основные технические характеристики АКБ «Восток PRO»

В соответствии с заявленными техническими характеристиками (имеются в материалах дела) емкость АКБ падает в зависимости от срока службы батареи и к 10-му году эксплуатации снижается до уровня 60 % (рис. 21). Учитывая то, что работы по капитальному ремонту были завершены в конце 2020 г., ухудшение характеристик начало проявляться на второй год эксплуатации, на который приходится нормативная потеря емкости около 5 %. Падение остаточной емкости до нормативного уровня 60 % и ниже должно проявляться на 10-й год эксплуатации аккумуляторов.

Рис. 21 – Снижение емкости от срока службы АКБ «Восток PRO»

Срок службы в циклическом режиме зависит от количества циклов заряда-разряда, но в данном исследовании не рассматривается, поскольку АКБ эксплуатировались в буферном режиме работы.
Аккумуляторы изготовлены по технологии AGM, при которой электролит абсорбирован в стекловолоконном сепараторе.
Пребывание АКБ в разряженном состоянии при отрицательных температурах ведет к повреждению батареи. Температура замерзания электролита у полностью заряженного аккумулятора составляет -60оС, при 70-и процентном уровне заряда температура замерзания повышается и составит около -25оС (паспорт аккумуляторов «Восток PRO»). То есть, при наступлении низких температур до -20оС в зимний период замерзание электролита в аккумуляторах возможно в тех случаях, когда степень заряженности будет опускаться ниже 70%.

Свинцово-кислотный тяговый аккумулятор RuTrike 6-DZF-12 (номинальная ёмкость 18 А·ч, номинальное напряжение 12 В) производится по технологии GEL и рекомендован для техники на электрической тяге (паспорт аккумулятора). Электролит загущен до гелеобразного состояния, благодаря чему батарея более устойчива к температурному воздействию и глубоким разрядам. Гелевые аккумуляторы отличаются повышенным числом циклов заряд-разряд: более 700 при DoD (глубине разряда) 80%. Пластины тягового аккумулятора снабжены более плотным активным материалом, благодаря этому они устойчивы к глубоким разрядам и не теряют ёмкость. Корпус выполнен из ударопрочного ABS пластика и надёжно герметизирован. На крышке аккумулятора RuTrike 6-DZF-12 предусмотрен односторонний клапан избыточного давления.

Основные технические характеристики RuTrike 6-DZF-12 (имеются в материалах дела) приведены на рис. 22.
Зависимость емкости аккумуляторов RuTrike 6-DZF-12 от температуры (имеется в материалах дела) приведена на рис. 23 (с ростом температуры емкость аккумуляторов возрастает).

Рис. 22 – Основные характеристики RuTrike 6-DZF-12

Рис. 23 – Зависимость емкости RuTrike 6-DZF-12 от температуры

Результаты испытаний аккумуляторов RuTrike 6-DZF-12 в Омском ЦСМ показали следующие результаты:

АКБ 1:
– на корпусе аккумулятора имеются механические повреждения, наблюдается вздутие боковых плоскостей корпуса, характерное для размораживания, герметичность нарушена, наблюдается обсыхание аккумулятора;
– напряжение аккумулятора 0,2 В (измерения Fluke 289);
– признаков потребления тока при заряде постоянным напряжением не наблюдается;
– аккумуляторная батарея вышла из строя, дальнейшая эксплуатация невозможна.

АКБ 2:
– на корпусе аккумулятора имеются механические повреждения, наблюдается вздутие боковых плоскостей корпуса, характерное для размораживания, герметичность нарушена, наблюдается обсыхание аккумулятора;
– напряжение аккумулятора 0,1 В (измерения Fluke 289);
– признаков потребления тока при заряде постоянным напряжением не наблюдается;
– аккумуляторная батарея вышла из строя, дальнейшая эксплуатация невозможна.
Результаты осмотра и испытаний аккумуляторов аналогичны, их дальнейшая эксплуатация невозможна.


Электроснабжение АПВГК осуществляется от трехфазного ввода через счетчик электроэнергии на шины 380 В, от которых выполняется распределение электроэнергии. Однолинейная схема со шкафа учета электроэнергии приведена на рис. 24.

Рис. 24 – Схема электроснабжения и учета электроэнергии АПВГК

Питание с шин переменного тока подается к электрооборудованию АПВГК, в том числе на модуль управления энергосбережением и контроля сети (МУЭКС). Подключение МУЭКС к другим модулям климатического блока выполняется в соответствии со схемой, приведенной на крышке блока (рис. 25).

Рис. 25 – Схема электрическая принципиальная климатического блока

Питание модуля МУЭКС осуществляется через зажим наборный переменным током, а также постоянным током через соответствующий блок питания. Модуль МУЭКС обеспечивает заряд АКБ и питание от АКБ в случае исчезновения напряжения источника питания. Схема предусматривает контроль температурного режима с помощью температурного реле, которое подключает дополнительный обогрев блока помимо общего подогрева, расположенного в АПВГК.
Контроль исправности цепей переменного и постоянного тока в модуле МУЭКС осуществляется с использованием сигнальных светодиодов, расположенных на лицевой панели (рис. 26).
По результатам осмотра зафиксирована исправная индикация, свидетельствующая о нормальной работе блока МУЭКС, наличии напряжения переменного и постоянного тока для заряда АКБ (на момент осмотра аккумуляторы демонтированы, автоматический выключатель QF2 в цепи АКБ отключен).

Рис. 26 – Лицевая панель модуля МУЭСК

Исследование по вопросу №1
Аккумуляторы «Восток PRO» CR 12200 12 В 200 А·ч эксплуатируются в буферном режиме и соединены в аккумуляторной батарее последовательно-параллельно (две ветви, в каждой из которых по два аккумулятора). При последовательном соединении аккумуляторов номинальное напряжение АКБ составляет 24 В. В нормальных условиях в режимах заряда и разряда четыре аккумулятора АКБ работают в одинаковых условиях с одним уровнем напряжения разряда.

Результаты контроля параметров аккумуляторов показывают, что аккумулятор номер 1 терял емкость с 2022 г. (см. рис.5), при этом уровень его напряжения снижался и более чем в 10 раз выросло внутреннее сопротивление, а пусковой ток снизился с уровня 253 до 12 А. Остальные три аккумулятора АКБ работают с сохранением технических характеристик, емкость которых оценивается на номинальном уровне.

При опробовании работы зарядного устройства в режимах заряда и разряда установлено, что АКБ обеспечивает уровень напряжения в режиме разряда, при переходе зарядного устройства в режим заряда оно обеспечивает полный заряд АКБ со снижением тока до нулевого значения (см. рис.15 – 18).

Учитывая характеристики аккумуляторов, которые допускается эксплуатировать при температурах до -20оС в режимах разряда и хранения (рис. 20), зафиксированные минимальные значения температуры в зимний период эксплуатации, которые не опускались ниже уровня -20оС, исправность системы обогрева и кондиционирования, зарядного устройства, обеспечивающего работу батареи в буферном режиме, одинаковые условия эксплуатации 4-х аккумуляторов батареи, причиной понижения емкости аккумулятора 1 марки «Восток PRO» CR 12200 12 В 200 А·ч является отклонение заводских характеристик от заявленных нормативных в течение срока эксплуатации, что свидетельствует о заводском браке.

Аккумуляторы «Rutrike» 6-DZF-12 12 В 18 А·ч № 1 и № 2 эксплуатировались внутри блока климатической станции. Подключение АКБ к постоянному току выполнено с использование блока МУЭКС. Блок климатической станции располагается внутри АПВГК и имеет дополнительные устройства обогрева, регулирование режимов которых осуществляется с помощью температурных реле (см. рис. 25).

Технические характеристики аккумуляторов предполагают температуру эксплуатации, ограниченную низшим уровнем 0оС (см. рис. 22), т.е. к условиям эксплуатации указанных аккумуляторов предъявляют более высокие требования, в частности – к поддержанию уровня температуры в зимний период.
При осмотре установлено, что блок МУЭКС работает исправно, обеспечивается напряжение постоянного тока для заряда АКБ, состоящей из 2-х аккумуляторов.

Наиболее вероятной причиной низкого значения тока на выходе, роста внутреннего сопротивления и потери емкости является понижение температуры электролита в зимний период (ниже уровня 0оС), замерзание геля, вздутие корпуса аккумулятора и последующая разгерметизация, приведшая к осушению электролита, потери емкости и выходу из строя аккумуляторов.

В материалах дела отсутствуют сведения, указывающие на систематические отключения электроэнергии, которые могли привести к постоянной работе АКБ и/или их недозаряду, в связи с этим указанная версия не рассматривается.

Версия некачественного монтажа не подтверждается, система заряда и разряда находится в исправном состоянии, параметры заряда соответствуют заводским рекомендациям, аккумуляторы установлены в закрытых шкафах, обеспечивающих необходимый температурный режим, имеется система кондиционирования и обогрева внутреннего пространства шкафов.

Версия заводского брака не подтверждается, поскольку потеря емкости аккумуляторов наиболее вероятно связана с нарушением температурного режима работы АКБ.

В материалах дела отмечается, что имело место вмешательство третьих лиц в оборудование АПВГК, которое могло стать причиной несанкционированного и неконтролируемого открытия шкафов в зимний период времени и нарушению температурного режима АКБ (начало изменения технических характеристик аккумуляторов зафиксировано в зимний период).

Со стороны эксплуатации проверки оборудования АПВГК, в том числе АКБ, должны выполняться регулярно (раз в декаду). В частности, для АКБ предусмотрен ежедекадный контроль. Материалов, позволяющих определить надлежащую эксплуатацию или ее отсутствие, в материалах дела не содержится. В данном случае, при вмешательстве третьих лиц в шкаф АПВГК в промежутке между ежедекадными проверками или при отсутствии подекадного контроля могла возникнуть ситуация, в которой был нарушен температурный режим работы АКБ в зимнее время.

Исходя из рассмотренных материалов дела, анализа данных контроля и лабораторного обследования:
причиной низкого значения тока на выходе, разгерметизации корпуса по швам АКБ «Rutrike» 6-DZF-12 12 В 18 А·ч № 1;
вздутия корпуса, низкого значения тока на выходе АКБ «Rutrike» 6-DZF-12 12 В 18 А·ч № 2 является нарушение температурного режима работы АКБ в зимний период, что, вероятно, связано с вмешательством третьих лиц в оборудование АПВГК в промежутке между ежедекадными проверками или при отсутствии подекадного контроля со стороны эксплуатирующей организации.

Снижение емкости аккумуляторов означает невозможность их дальнейшей эксплуатации и необходимость замены вышедших из строя элементов.
Исследование по вопросу №2
Основным функциональным назначением АКБ в АПВГК является обеспечения корректного завершения работы оборудования при отключении внешнего электроснабжения. В связи с этим, при наличии питания от внешнего источника дефекты АКБ не являются критическими. Одновременно с этим, в аварийных режимах дефекты АКБ будут приводить к некорректному завершению работы оборудования АПВГК, в ходе которых регистрация измерений может быть выполнена некорректно или данные могут быть утеряны.

Функционирование пункта АПВГК возможно с ограниченным функционалом только в нормальных условиях эксплуатации (сохранение внешнего электропитания). В случае нарушения внешнего электропитания отсутствие АКБ приведет к некорректному завершению работы оборудования АПВГК в связи с отсутствием резервного питания от АКБ.

Таким образом, в нормальном режиме работы (при наличии внешнего электропитания) выявленные дефекты не являются критическими для функционирования пункта весогабаритного контроля и использования его по прямому назначению - измерения весогабаритных параметров транспортных средств. Отсутствие АКБ «Восток PRO» CR 12200 12В 200 А·ч, АКБ «RuTrike» 6-DZF-12 12В 18 А·ч в нормальном режиме также не влияет на функционирование комплекса.

Однако в аварийном режиме (при отсутствии внешнего электропитания) снижение емкости АКБ «Восток PRO» CR 12200 12В 200 А·ч оказывает влияние на снижении времени поддержания автономной работы комплекса на период устранения аварийного режима. Дефекты АКБ «RuTrike» 6-DZF-12B 18 А·ч в случае нарушения внешнего питания приведут к отключению (прекращению функционирования) метеостанции, сопровождающемуся риском некорректного завершения работы микропроцессорных устройств и других электронных компонентов, что может привести к их повреждению.

Отсутствие АКБ «Восток PRO» CR 12200 12В 200 А·ч, АКБ «RuTrike» 6-DZF-12 12В 18 А·ч в случае наступления аварийного режима (отсутствия внешнего питания) приведет к отключению (прекращению функционирования) пункта АПВГК на период устранения аварии с риском некорректного завершения работы микропроцессорных устройств и других электронных компонентов, что может привести к их повреждению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

  • Особенностью эксплуатации аккумуляторов марок «Восток PRO» и «Rutrike» в составе комплекса АПВГК является необходимость поддержания температурного режима для указанных аккумуляторов. Нижний уровень температуры эксплуатации аккумуляторов составляет -20 и 0оС соответственно. Учитывая климатические данные региона эксплуатации АПВГК (фиксируемая температура понижается до -20оС) возможны случаи, когда температура эксплуатации аккумуляторов (при неконтролируемом открытии шкафа АПВГК) выйдет за допустимые диапазоны и окажет влияние на параметры работы аккумуляторов «Rutrike».
  • В исследовании проанализированы требования по техническому обслуживанию (паспорт Системы измерений параметров автомобильных транспортных средств в движении UnicamWIM (CAM 20002734)), в котором указано на декадное техническое облуживание (ДТО) системы электроснабжения, бесперебойного и резервного питания, в ходе которого выполняется проверка резервного питания и устройства ИБП, проверка системы зарядки аккумуляторных батарей и их емкости. Эксперты направляли ходатайство для запроса указанных данных, но в дополнительных материалах информация о подекадном техническом обслуживании не содержится. Исходя из этого невозможно достоверно установить даты, в которых фиксировалось вмешательство третьих лиц и сопоставить это с температурным режимом эксплуатации.
  • Результаты измерения параметров аккумуляторов свидетельствует о постепенной деградации одного из аккумуляторов (номер 1) с полной потерей емкости. Наблюдаемая деградация параметров аккумулятора «Восток PRO» свидетельствует о заводском браке, поскольку все (четыре) аккумулятора эксплуатируются в составе одной батареи с одним зарядным устройством, т.е. условия эксплуатации аккумуляторов полностью идентичны.
  • В рамках натурного обследования объекта энергосервиса с 17.06.2025 по 20.06.2025 экспертом Ушаковым С.Ю. выполнены замеры уровней освещенности в помещениях объекта энергосервиса (протоколы измерений прилагаются). Установлено, что в некоторых помещениях уровни освещенности не соответствуют установленным санитарным нормам и указанным в акте измерения вторичном от 31.08.2023. Как следствие, коэффициенты несоответствия уровня освещенности в расчете Исполнителя приняты неверно.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТИЗЫ

  • Вопрос №1
    Каковы причины:
    – понижения емкости АКБ «Восток PRO» CR 12200 12 В 200 А·ч;
    – низкого значения тока на выходе, разгерметизации корпуса по швам АКБ «Rutrike» 6-DZF-12 12 В 18 А·ч № 1;
    – вздутия корпуса, низкого значения тока на выходе АКБ «Rutrike» 6-DZF-12 12 В 18 А·ч № 2 (заводской брак, некачественный монтаж, ненадлежащая эксплуатация (и/или обслуживание), перепады мощности электрической энергии, ненадлежащие действия ответственных лиц, действие непреодолимых сил, либо иное);
    Влечет ли снижение емкости невозможность дальнейшей эксплуатации АКБ?
    Ответ
    причиной понижения емкости АКБ «Восток PRO» CR 12200 12 В  А·ч является заводской брак;
    причиной низкого значения тока на выходе, разгерметизации корпуса по швам АКБ «Rutrike» 6-DZF-12 12 В 18 А·ч № 1,
    вздутия корпуса, низкого значения тока на выходе АКБ «Rutrike» 6-DZF-12 12 В 18 А·ч № 2
    является нарушение температурного режима работы АКБ в зимний период, что, вероятно, связано с вмешательством третьих лиц в оборудование АПВГК в промежутке между ежедекадными проверками или при отсутствии подекадного контроля со стороны эксплуатирующей организации.
    Снижение емкости аккумуляторов означает невозможность их дальнейшей эксплуатации и необходимость замены вышедших из строя элементов
  • Вопрос №2
    Являются ли выявленные дефекты критическими для функционирования пункта весогабаритного контроля в целом и возможно ли функционирование пункта весогабаритного контроля без АКБ «Восток PRO» CR 12200 12В 200 А·ч, АКБ «RuTrike» 6-DZF-12 12В 18 А·ч, АКБ «RuTrike» 6-DZF-12B 18 А·ч в соответствии с прямым назначением - измерением весогабаритных параметров транспортных средств?
    Возможно ли функционирование пункта весогабаритного контроля при отсутствии АКБ «Восток PRO» CR 12200 12В 200 А·ч, АКБ «RuTrike» 6-DZF-12 12В 18 А·ч, АКБ «RuTrike» 6-DZF-12B 18 А·ч.
    Ответ
    в нормальном режиме работы (при наличии внешнего электропитания) выявленные дефекты не являются критическими для функционирования пункта весогабаритного контроля и использования его по прямому назначению - измерения весогабаритных параметров транспортных средств. Отсутствие АКБ «Восток PRO» CR 12200 12В 200 А·ч, АКБ «RuTrike» 6-DZF-12 12В 18 А·ч в нормальном режиме также не влияет на функционирование комплекса.

    Однако в аварийном режиме (при отсутствии внешнего электропитания) снижение емкости АКБ «Восток PRO» CR 12200 12В 200 А·ч оказывает влияние на снижении времени поддержания автономной работы комплекса на период устранения аварийного режима. Дефекты АКБ «RuTrike» 6-DZF-12B 18 А·ч в случае нарушения внешнего питания приведут к отключению (прекращению функционирования) метеостанции, сопровождающемуся риском некорректного завершения работы микропроцессорных устройств и других электронных компонентов, что может привести к их повреждению.
    Отсутствие АКБ «Восток PRO» CR 12200 12В 200 А·ч, АКБ «RuTrike» 6-DZF-12 12В 18 А·ч в случае наступления аварийного режима (отсутствия внешнего питания) приведет к отключению (прекращению функционирования) пункта АПВГК на период устранения аварии с риском некорректного завершения работы микропроцессорных устройств и других электронных компонентов, что может привести к их повреждению.

БОЛЬШЕ ЭКСПЕРТИЗ АККУМУЛЯТОРОВ

    ДРУГИЕ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ

      Остались вопросы?
      Получите бесплатную консультацию у профессионалов в области электротехники и теплотехники

      Наши эксперты обладают большим опытом выполнения технических экспертиз различной степени сложности и, скорее всего,
      уже сталкивались с Вашей проблемой. Мы уверены, что сможем Вам помочь в оказании квалифицированной экспертной помощи