Вопрос №5: «Соответствуют ли поставленные электродвигатели по своим техническим характеристикам требованиям, изложенным Истцом в опросных листах и направленных Ответчику для формирования Ответчиком спецификации на поставку?» Вопрос №6: «Соответствуют ли поставленные электродвигатели по своим техническим характеристикам требованиям, заявленным Ответчиком в технических паспортах, а также в паспортах, переданных Ответчиком на конкретный электродвигатель?» Вопрос №9: «Соответствуют ли технические характеристики поставленных электродвигателей техническим характеристикам, завяленным изготовителем в технических паспортах на них?» Вопросы №5, 6 и 9 целесообразно рассмотреть в рамках общего исследования, поскольку они в значительной мере пересекаются между собой. Исследование по данным вопросам предполагает сопоставление технических характеристик объектов исследования, указанных в следующих документах:
- опросные листы на электродвигатели для приводов механизмов кранов;
- технические паспорта на электродвигатели соответствующей модели;
- технические паспорта на конкретные электродвигатели;
- технические характеристики электромагнитных тормозов из инструкций по эксплуатации;
- технические характеристики конкретных электромагнитных тормозов, указанные на паспортных табличках;
- фактические характеристики электродвигателей и электромагнитных тормозов, полученные в результате стендовых лабораторных испытаний.
На первом этапе был выполнен анализ опросных листов на предмет содержащихся в них технических характеристик.
Для
приводов главных подъемов кранов №__98 и №__99 установлено, что паспортные характеристики электродвигателей DBGW 225SR 84C не соответствуют следующим требованиям опросных листов:
- режим работы S1 вместо S3;
- схема присоединения обмоток «треугольник» вместо «звезда»;
- номинальная частота вращения незначительно ниже требуемой.
В соответствии с п. 4.2 ГОСТ IEC 60034-1-2014 [
11] типовой режим работы электродвигателя S1 (продолжительный режим) представляет собой режим работы электрических машин с постоянной нагрузкой и продолжительностью, достаточной для достижения практически установившегося теплового состояния. Типовой режим S3 (повторно-кратковременный периодический режим) – последовательность одинаковых рабочих циклов, каждый из которых включает в себя время работы при постоянной нагрузке и время покоя. В этом режиме цикл работы таков, что пусковой ток не оказывает существенного влияния на превышение температуры. Периодический режим также означает, что температура в циклах не достигает установившегося значения. Однако, при повторно-кратковременном режиме работы производится большое количество пусков электродвигателя, в результате которых пусковые токи создают серьезную нагрузку на изоляцию электродвигателя. Изоляция же электродвигателей, спроектированных для работы в режиме S1, не рассчитана на многократное воздействие пусковых токов в процессе эксплуатации. Следовательно, использование электродвигателей, рассчитанных на режим работы S1, в режиме S3 может привести к значительному сокращению их срока службы. Различие режимов работы может быть так же критично и для тормозных устройств, поскольку повторно-кратковременный периодический режим работы подразумевает
значительно более частые торможения, что негативно сказывается на ресурсе тормоза.
Требуемое напряжение 380 В при соединении обмоток в звезду достигается в двигателях с номинальными напряжениями 220/380 В. Предложенные электродвигатели имеют номинальные напряжения 380/660 В. При номинальном напряжении электрической сети 380 В
использование предложенных электродвигателей по схеме звезды без потери мощности невозможно, однако возможна их эксплуатация при соединении схемы в треугольник. При этом если обмотки асинхронного двигателя соединены звездой, то запуск будет мягким, а работа плавной. При этом допускаются кратковременные перегрузки. При соединении треугольником обмоток асинхронного электродвигателя можно достичь его максимальной мощности, но в период запуска токи будут иметь большое значение, что также может приводить к ускоренному старению изоляции.
Для
приводов вспомогательных подъемов кранов №__98 и №__99 установлено, что паспортные характеристики электродвигателей DBGW 100LS 84C
не соответствуют следующим требованиям опросных листов:
- схема присоединения обмоток «треугольник» вместо «звезда»;
- номинальная частота вращения незначительно ниже требуемой;
- режим работы S1 вместо S3.
Для
приводов перемещения кранов №__98 и №__99 установлено, что паспортные и фактические характеристики электродвигателей
не соответствуют опросным листам по следующим позициям:
- мощность двигателя при частоте вращения вала 1455 об/мин незначительно ниже требуемой (1,45 кВт при запрашиваемых 1,5 кВт);
- напряжение двигателя (△)380/(Y)660 при требуемом (△)220/(Y)380;
- режим работы S1 вместо требуемого S3 ПВ=25%;
- паспортный номинальный тормозной момент – 10 Н∙м, фактический тормозной момент – не превышает 7,9 Н∙м, при требуемом номинальном моменте – 11,3 Н∙м.
Наиболее критичным в данном случае является несоответствие номинального тормозного момента запрашиваемому.
Аналогичные несоответствия присутствуют и для приводов перемещения кранов №__98 и __99. При этом
несоответствие тормозного номинального момента запрашиваемому является еще более значительным.
Для
приводов перемещения кранов №№__92 -__94 установлено, что паспортные характеристики электродвигателей
не соответствуют запрашиваемым в опросных листах по следующим позициям:
- напряжение двигателя (△)380/(Y)660В при требуемом (△)220/(Y)380В;
- режим работы S1 вместо требуемого S3 ПВ=25%.
В соответствии с техническими паспортами на серии электродвигателей для всех моделей заявлен класс энергоэффективности IE2, определяемый значением коэффициента полезного действия (КПД) в соответствии с ГОСТ IEC 60034-1 [
12].
При этом во всех технических паспортах на конкретные электродвигатели приведенные значения номинальных КДП соответствуют более низкому режиму энергоэффективности IE1 и даже ниже.
Результатами лабораторных испытаний также
подтверждено соответствие КПД двух образцов электродвигателей, относящихся к различным сериям,
классу энергоэффективности IE1.
Таким образом,
Заказчику фактически поставлены электродвигатели более низкого класса энергоэффективности, чем было заявлено в технических паспортах серий.