В рассматриваемый период времени: с октября 2021 года по июнь 2022 года действовал договор от 2021 между энергоснабжающей компанией и УК с дополнительным соглашением к договору на поставку горячей воды, в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, которым не предусмотрено потребление и последующая оплата тепловой энергии. Начисление платы за потребление тепловой энергии производится непосредственно жильцам рассматриваемых МКД, ввиду наличия прямых договоров между жильцами и ресурсоснабжающей организацией. Поэтому анализ по поставленным перед экспертом вопросам будет вестись в отношении потребления только горячей воды.
Согласно п. 7 и 8 [
3]: «Для осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя применяются следующие методы:
а) приборный, при котором величины всех параметров, необходимые для осуществления коммерческого учета получены путем измерений (регистрации) приборами на узлах учета тепловой энергии, теплоносителя на источниках тепловой энергии, теплоносителя;
б) расчетный, при котором величины всех параметров, необходимые для осуществления коммерческого учета при отсутствии приборов или в периоды их выхода из строя или работы в нештатном режиме, принимаются по расчету, по средним показателям предыдущего периода, приведенным к условиям рассматриваемого периода, по справочным источникам и косвенным показателям;
в) приборно-расчетный метод - в случаях, когда недостаточность величин измеренных параметров восполняется полученными расчетным методом.
Метод осуществления коммерческого учета фиксируется сторонами договора теплоснабжения (поставки; оказания услуг по передаче тепловой энергии по тепловым сетям)».
Следовательно, способ расчёта объёма потребления коммунального ресурса следует определять согласно договора между поставщиком, в рассматриваемом случае - ресурсоснабжающей организацией, и потребителем, в рассматриваемом случае - УК. В договоре в указан порядок определения количества (объёма) коммунального ресурса, потребляемого в целях содержания имущества многоквартирных домов.
Так как рассматриваемые МКД оснащены приборами учёта, то применяться должен п. 4.1.1 договора:
«При наличии общедомового прибора учёта горячей воды:
- для объёма горячей воды: как разница между объёмом горячей воды, определённом по показаниям общедомового прибора учёта и суммарным потреблением горячей воды в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных приборов учёта…».
Также согласно п. 4.2. договора:
«В случае, если общедомовой прибор учёта вышел из строя или был утрачен ранее введённый в эксплуатацию коллективный прибор учёта или истёк его срок его эксплуатации, то количество коммунального ресурса, потребляемого в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, определяется с учётом среднемесячного объёма потребления коммунального ресурса, определённого по показаниям коллективного прибора учёта за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учёта составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учёта, но не менее 3 месяцев – начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введённый в эксплуатацию коллективный прибор учёта или истёк его срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчётного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлён учёт коммунального ресурса путём введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного прибора учёта, но не более 3 расчётных периодов подряд». Данный пункт договора в точности соответствует п. 59(1) Постановления Правительства РФ № 354 [
3], т.е. является легитимным.
Так как рассматриваемые МКД оснащены приборами учёта, то согласно п. 4.1.1 договора количество горячей воды, потребляемого в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, должно определяться по данным приборных измерений.
На момент начала рассматриваемого периода с октября 2021 года по июнь 2022 года для МКД № 15, 18, 19, 20, 23 УУТЭ были признаны работоспособными и приняты в эксплуатацию, что подтверждается актами обследования, заверенными подписями со стороны УК и ресурсоснабжающей организацией.
Так как данные акты для МКД № 15, 18, 19, 20, 23 содержат формулировку: «Все средства измерений находятся в работоспособном состоянии. Узел учёта принят в эксплуатацию для расчётов за тепловую энергию и теплоноситель до 20 сентября 2022 г.», – и подписаны двумя сторонами, то нет оснований для признания показаний приборов недействительными.
УУТЭ МКД № 15, 18, 19, 20, 23 были признаны представителем ресурсоснабжающей организации непригодными к учёту 15.07.2022, что указано в соответствующих актах.
Данные акты составлены в июле 2022 г., т.е. после окончания рассматриваемого в настоящем исследовании периода.
Для МКД № 17 УУТЭ был введён в эксплуатацию 12.01.2021 г. по данным приложения к договору. По состоянию на начало октября 2021 г. УУТЭ был признан неработоспособными и не допущен к эксплуатации, следовательно, согласно п. 4.2. договора количество горячей воды, потребляемого в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, должно определяться с учётом среднемесячного объёма потребления коммунального ресурса, определённого по показаниям коллективного прибора учёта за период не менее 6 месяцев, так как на момент признания УУТЭ неисправным прошло более 6 месяцев с момента введения в эксплуатацию (с 12.01.2021 по 01.10.2021).
Утрата проекта УУТЭ должна была бы повлиять на принятие в эксплуатацию в сентябре 2021 г., так как согласно п. 73 Постановления Правительства РФ № 1034 [
1]: «Перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 настоящих Правил».
В п. 64 Постановления Правительства РФ № 1034 [
1] указана необходимость наличия проекта УУТЭ: «Для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии
проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия…». УУТЭ в данном случае является общедомовым имуществом, управление которым осуществляет УК, так как УУТЭ расположены внутри зданий МКД, находящихся в управлении УК, что подтверждается актами разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон в приложении к договору.
Также согласно п. 72 Постановления Правительства РФ № 1034 [
1]: «В случае наличия у членов комиссии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, этот узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя».
Акты обследования узла учёта тепловой энергии и теплоносителя для МКД № 15, 18, 19, 20, 23 были подписаны двумя сторонами, следовательно, нет оснований утверждать, что состав, настройки и монтаж приборов УУТЭ не соответствовали проекту и эксплуатационной документации или имелись другие недостатки, препятствующие учёту потребления теплоносителя.
По предоставленным фото и видеоматериалам обнаружено расхождение фактического состояния УУТЭ и данных содержащихся в актах обследования УУТЭ и приложении к договору для МКД № 20.
Также размещение датчиков температуры на подающем трубопроводе тепловой сети на вводе в ИТП (рис. 1–6) не соответствует схемам, указанным на рисунках 4-6 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 99/пр [
2], т.е. датчик температуры расположен до расходомера. В УУТЭ МКД № 19 датчик температуры расположен слишком близко к расходомеру и создаёт за собой зону нестабильного течения, что может повлиять на точность показаний расходомера.