ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
Или вы можете позвонить нам сами
+7 904 326 7696

Экспертиза узлов учета
тепловой энергии

Описание процесса исследования в рамках независимой теплотехнической экспертизы
Несудебная экспертиза

ПОСТАВЛЕННЫЕ НА ЭКСПЕРТИЗУ ВОПРОСЫ

  • 1
    Были ли введены в эксплуатацию должным образом индивидуальные узлы учёта тепловой энергии в жилых домах №15, 17, 18, 19, 20, 23?
  • 2
    Правомерно ли использование данных с приборов учёта тепловой энергии при начислении платы за горячую воду и тепловую энергию?

ТЕОРИЯ
В соответствии со статьёй 13
Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.11.2009 N 261-ФЗ: «Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов».

Узел учета (далее УУТЭ) - техническая система, состоящая из средств измерений и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию параметров теплоносителя. В состав узла учета входят: вычислитель, преобразователи расхода, температуры, давления, приборы индикации температуры и давления, а также запорная арматура [1, 2].

Смонтированные УУТЭ (измерительные системы узлов учета), прошедшие опытную эксплуатацию, подлежат вводу в эксплуатацию.
Ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе [1]:
а) представитель теплоснабжающей организации;
б) представитель потребителя;
в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.

Для ввода УУТЭ в эксплуатацию владелец УУТЭ представляет комиссии проект УУТЭ, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт УУТЭ или проект паспорта [1].

Не реже 1 раза в год, а также после очередной (внеочередной) поверки или ремонта приборов учёта проверяется работоспособность УУТЭ, а именно [1]:
а) наличие пломб (клейм) поверителя и теплоснабжающей организации;
б) срок действия поверки;
в) работоспособность каждого канала измерений;
г) соответствие допустимому диапазону измерений для прибора учета фактических значений измеряемых параметров;
д) соответствие характеристик настроек тепловычислителя характеристикам, содержащимся во вводимой базе данных.
Результаты проверки УУТЭ оформляются актами, подписанными представителями теплоснабжающей организации и потребителя [1].

При эксплуатации узла учёта его владелец обязан обеспечить:
а) беспрепятственный доступ к узлу учета стороне договора;
б) сохранность установленных узлов учета;
в) сохранность пломб на средствах измерений и устройствах, входящих в состав узла учета [1].

Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания [1].

Для осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя применяются следующие методы [2]:
а) приборный, при котором величины всех параметров, необходимые для осуществления коммерческого учета получены путем измерений (регистрации) приборами на узлах учета тепловой энергии, теплоносителя на источниках тепловой энергии, теплоносителя;
б) расчетный, при котором величины всех параметров, необходимые для осуществления коммерческого учета при отсутствии приборов или в периоды их выхода из строя или работы в нештатном режиме, принимаются по расчету, по средним показателям предыдущего периода, приведенным к условиям рассматриваемого периода, по справочным источникам и косвенным показателям.
в) приборно-расчетный метод - в случаях, когда недостаточность величин измеренных параметров восполняется полученными расчетным методом.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПОСТАВЛЕННЫМ ВОПРОСАМ

Краткая характеристика объектов исследования
Из представленных на экспертизу фото- и видеозаписей индивидуальных тепловых пунктов (далее по тексту ИТП) МКД № 15, 17, 18, 19, 20, 23, можно заключить следующее:
  • ИТП расположены в подвальных помещениях.
  • Подключение системы отопления – зависимое.
  • Подключение системы горячего водоснабжения – открытое.
  • В ИТП установлены приборы для учёта тепловой энергии и теплоносителя: расходомеры и датчики температуры.
УУТЭ установлены внутри рассматриваемых МКД, что согласуется с актами разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон в приложении к договору. Следовательно, УУТЭ являются общедомовым имуществом, эксплуатацию которого осуществляет управляющая компания (далее - УК).
Хронология событий
Жильцами многоквартирных жилых домов (далее МКД) № 15, 17, 18, 19, 20, 23 было принято решение о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, что подтверждается протоколами проведения внеочередных собраний собственников помещений в многоквартирных домах.

Для обеспечения выполнения обязанностей УК по содержанию общедомового имущества между УК и энергоснабжающей организацией был заключен договор на поставку горячей воды, в целях содержания общего имущества многоквартирных домов № 17, 18, 19, 20 и 23. Для МКД № 15 было заключено Дополнительное соглашение к договору.

К моменту начала действия договора в ИТП рассматриваемых МКД уже были смонтированы и введены в эксплуатацию узлы учёта тепловой энергии согласно приложению к договору. Данный договор действует по настоящее время.

Перед началом отопительного сезона представителями энергоснабжающей организации и УК были проведены обследования УУТЭ с составлением актов, заверенных подписями сторон.

По результатам обследования:
  • УУТЭ МКД № 15, 18, 19, 20, 23 были признаны работоспособными и приняты в эксплуатацию;
  • УУТЭ МКД № 17 был признан неработоспособным и не допущен к эксплуатации, также было вынесено предписание устранить недостатки до определенной даты.

Позже в адрес энергосберегающей организации со стороны УК было направлено письмо, в котором указывались недостатки узлов учёта для МКД № 17, 18, 19, 20, 23, а именно:
  • отсутствие проектов узлов учёта;
  • отсутствие актов разграничения балансовой принадлежности;
  • отсутствие расходомеров и преобразователей температуры в некоторых УТЭТ.
В том же письме содержался запрос на:
  • проведение перерасчёта по нормативному тарифу за отопительный период;
  • прекратить расчёты по существующим УУТЭ для МКД № 15, 18, 19 и 23;
  • выдачу технических условий на установку УУТЭ для МКД № 15, 18, 19 и 23.

На основании данного письма были энергоснабжающей организацией проведены проверки УУТЭ МКД № 15, 18, 19, 20, 23, по результатам которых были составлены акты обследования, в которых указано следующее:

  • в МКД № 15 демонтирован счётчик горячей воды ВСТН-40, вследствие чего коммерческий учёт горячей воды невозможен;
  • в МКД №18 неисправен счётчик воды СВМ-25 (конкретная неисправность не указана), вследствие чего коммерческий учёт горячей воды невозможен;
  • в МКД №19 неисправен счётчик воды СВМ-25 (конкретная неисправность не указана) и отсутствуют датчики температуры на системе ГВС, вследствие чего коммерческий учёт горячей воды невозможен;
  • в МКД № 20 демонтирован счётчик горячей воды Эмир-Прамер, вследствие чего коммерческий учёт горячей воды невозможен;
  • в МКД № 23 демонтирован счётчик горячей воды Эмир-Прамер, вследствие чего коммерческий учёт горячей воды невозможен.

Энергоснабжающей организацией в адрес УК направлено письмо с указанием результатов проверок. В письме также указано, что УУТЭ в МКД № 17 приборы учёта не были предъявлены для принятия к коммерческому учёту. В письме содержится отказ от выдачи технических условий на проектирование УУТЭ в МКД № 15, 18, 19, 23.

В период с октября 2021 года по июнь 2022 года для МКД № 15, 18, 19, 20, 23 велся учёт потреблённой горячей воды с помощью приборов, что подтверждается отчётами о месячных параметрах тепловычислителей.

Для МКД № 17 учёт не велся по причине того, что УУТЭ этого дома с сентября 2021 г. не был допущен к коммерческому учёту, что следует из акта обследования.
Исследование
В рассматриваемый период времени: с октября 2021 года по июнь 2022 года действовал договор от 2021 между энергоснабжающей компанией и УК с дополнительным соглашением к договору на поставку горячей воды, в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, которым не предусмотрено потребление и последующая оплата тепловой энергии. Начисление платы за потребление тепловой энергии производится непосредственно жильцам рассматриваемых МКД, ввиду наличия прямых договоров между жильцами и ресурсоснабжающей организацией. Поэтому анализ по поставленным перед экспертом вопросам будет вестись в отношении потребления только горячей воды.

Согласно п. 7 и 8 [3]: «Для осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя применяются следующие методы:
а) приборный, при котором величины всех параметров, необходимые для осуществления коммерческого учета получены путем измерений (регистрации) приборами на узлах учета тепловой энергии, теплоносителя на источниках тепловой энергии, теплоносителя;
б) расчетный, при котором величины всех параметров, необходимые для осуществления коммерческого учета при отсутствии приборов или в периоды их выхода из строя или работы в нештатном режиме, принимаются по расчету, по средним показателям предыдущего периода, приведенным к условиям рассматриваемого периода, по справочным источникам и косвенным показателям;
в) приборно-расчетный метод - в случаях, когда недостаточность величин измеренных параметров восполняется полученными расчетным методом.
Метод осуществления коммерческого учета фиксируется сторонами договора теплоснабжения (поставки; оказания услуг по передаче тепловой энергии по тепловым сетям)».

Следовательно, способ расчёта объёма потребления коммунального ресурса следует определять согласно договора между поставщиком, в рассматриваемом случае - ресурсоснабжающей организацией, и потребителем, в рассматриваемом случае - УК. В договоре в указан порядок определения количества (объёма) коммунального ресурса, потребляемого в целях содержания имущества многоквартирных домов.

Так как рассматриваемые МКД оснащены приборами учёта, то применяться должен п. 4.1.1 договора:
«При наличии общедомового прибора учёта горячей воды:
- для объёма горячей воды: как разница между объёмом горячей воды, определённом по показаниям общедомового прибора учёта и суммарным потреблением горячей воды в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных приборов учёта…».

Также согласно п. 4.2. договора:
«В случае, если общедомовой прибор учёта вышел из строя или был утрачен ранее введённый в эксплуатацию коллективный прибор учёта или истёк его срок его эксплуатации, то количество коммунального ресурса, потребляемого в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, определяется с учётом среднемесячного объёма потребления коммунального ресурса, определённого по показаниям коллективного прибора учёта за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учёта составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учёта, но не менее 3 месяцев – начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введённый в эксплуатацию коллективный прибор учёта или истёк его срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчётного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлён учёт коммунального ресурса путём введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного прибора учёта, но не более 3 расчётных периодов подряд». Данный пункт договора в точности соответствует п. 59(1) Постановления Правительства РФ № 354 [3], т.е. является легитимным.

Так как рассматриваемые МКД оснащены приборами учёта, то согласно п. 4.1.1 договора количество горячей воды, потребляемого в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, должно определяться по данным приборных измерений.
На момент начала рассматриваемого периода с октября 2021 года по июнь 2022 года для МКД № 15, 18, 19, 20, 23 УУТЭ были признаны работоспособными и приняты в эксплуатацию, что подтверждается актами обследования, заверенными подписями со стороны УК и ресурсоснабжающей организацией.

Так как данные акты для МКД № 15, 18, 19, 20, 23 содержат формулировку: «Все средства измерений находятся в работоспособном состоянии. Узел учёта принят в эксплуатацию для расчётов за тепловую энергию и теплоноситель до 20 сентября 2022 г.», – и подписаны двумя сторонами, то нет оснований для признания показаний приборов недействительными.
УУТЭ МКД № 15, 18, 19, 20, 23 были признаны представителем ресурсоснабжающей организации непригодными к учёту 15.07.2022, что указано в соответствующих актах.

Данные акты составлены в июле 2022 г., т.е. после окончания рассматриваемого в настоящем исследовании периода.
Для МКД № 17 УУТЭ был введён в эксплуатацию 12.01.2021 г. по данным приложения к договору. По состоянию на начало октября 2021 г. УУТЭ был признан неработоспособными и не допущен к эксплуатации, следовательно, согласно п. 4.2. договора количество горячей воды, потребляемого в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, должно определяться с учётом среднемесячного объёма потребления коммунального ресурса, определённого по показаниям коллективного прибора учёта за период не менее 6 месяцев, так как на момент признания УУТЭ неисправным прошло более 6 месяцев с момента введения в эксплуатацию (с 12.01.2021 по 01.10.2021).

Утрата проекта УУТЭ должна была бы повлиять на принятие в эксплуатацию в сентябре 2021 г., так как согласно п. 73 Постановления Правительства РФ № 1034 [1]: «Перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 настоящих Правил».

В п. 64 Постановления Правительства РФ № 1034 [1] указана необходимость наличия проекта УУТЭ: «Для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия…». УУТЭ в данном случае является общедомовым имуществом, управление которым осуществляет УК, так как УУТЭ расположены внутри зданий МКД, находящихся в управлении УК, что подтверждается актами разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон в приложении к договору.

Также согласно п. 72 Постановления Правительства РФ № 1034 [1]: «В случае наличия у членов комиссии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, этот узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя».

Акты обследования узла учёта тепловой энергии и теплоносителя для МКД № 15, 18, 19, 20, 23 были подписаны двумя сторонами, следовательно, нет оснований утверждать, что состав, настройки и монтаж приборов УУТЭ не соответствовали проекту и эксплуатационной документации или имелись другие недостатки, препятствующие учёту потребления теплоносителя.

По предоставленным фото и видеоматериалам обнаружено расхождение фактического состояния УУТЭ и данных содержащихся в актах обследования УУТЭ и приложении к договору для МКД № 20.

Также размещение датчиков температуры на подающем трубопроводе тепловой сети на вводе в ИТП (рис. 1–6) не соответствует схемам, указанным на рисунках 4-6 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 99/пр [2], т.е. датчик температуры расположен до расходомера. В УУТЭ МКД № 19 датчик температуры расположен слишком близко к расходомеру и создаёт за собой зону нестабильного течения, что может повлиять на точность показаний расходомера.
Размещение расходомеров МФ-40 в ИТП МКД № 18 не соответствует требованиям Руководства по эксплуатации ППБ.407112.001 РЭ [4] по наличию прямых участков трубопроводов (рис. 7). Также приварка отводов к фланцам крепления расходомеров МФ-40 не соответствует типам швов по ГОСТ 16037-80 (рис. 7).

Данное нарушение влияет на учёт тепловой энергии на нужды отопления, но не влияет на учёт потребляемой горячей воды.

Согласно п. 32 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 99/пр [2] теплосчетчики узла учета потребителей должны регистрировать среднее значение давления теплоносителя, для чего в составе УУТЭ необходимо наличие датчиков давления.

Ввиду отсутствия проектов УУТЭ не представляется возможным оценить соответствие фактического состояния изначально предусмотренному проектом и согласованному со стороны теплоснабжающей организации.


Учитывая тот, факт, что УК не располагает проектами УУТЭ, а в имеющихся УУТЭ имеются недостатки, то представляется необходимым:
· изготовление новых проектов УУТЭ МКД № 15, 17, 18, 19, 20, 23 с исправлением недостатков имеющихся УУТЭ;
· монтаж приборов учёта в соответствии с новыми проектами;

· ввод в эксплуатацию реконструированных УУТЭ с соблюдением требований Приказа правительства РФ № 1034 [1].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ

В ходе исследования установлено:
  • 1
    Рассматриваемые МКД оснащены УУТЭ. УУТЭ является общедомовым имуществом, которое эксплуатирует УК.
  • 2
    В период с октября 2021 года по июнь 2022 года действовал договор, по которому осуществлялась подача горячей воды на нужды содержания общедомового имущества. Плата за потребление тепловой энергии не начислялась в адрес УК, так как жильцами рассматриваемых МКД было принято решение о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями до октября 2021 года.
  • 3
    В период с октября 2021 года по июнь 2022 года для МКД № 15, 18, 19, 20, 23 велся учёт потреблённой горячей воды с помощью приборов, что подтверждается отчётами о месячных параметрах тепловычислителей.
  • 4
    В период с октября 2021 года по июнь 2022 года для МКД № 17 учёт не велся по причине того, что УУТЭ этого дома не был допущен к коммерческому учёту, что следует из акта обследования узла учёта тепловой энергии и теплоносителя и содержания письма-ответа теплоснабжающей организации в адрес УК.
  • 5
    По состоянию на октябрь 2022 г. в УУТЭ имеются недостатки, касающиеся размещения измерительных приборов.
    В отношении рассматриваемых УУТЭ представляется необходимым:
    • изготовление новых проектов УУТЭ МКД № 15, 17, 18, 19, 20, 23 с учётом исправления обнаруженных экспертом недостатков в имеющихся УУТЭ,
    • дальнейший монтаж приборов учёта в соответствии с новыми проектами,
    • ввод в эксплуатацию реконструированных УУТЭ с соблюдением требований Приказа правительства № 1034 [1].

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТИЗЫ

  • Вопрос №1
    Были ли введены в эксплуатацию должным образом индивидуальные узлы учёта тепловой энергии в жилых домах № 15, 17, 18, 19, 20, 23?
    Ответ
    В сентябре 2021 г. был подписан акт обследования УУТЭ МКД № 17. Данный акт не разрешал использование оборудования УУТЭ в целях учёта тепловой энергии, так как были отмечены неисправности измерительных приборов. Ввод УУТЭ МКД № 17 в эксплуатацию не состоялся.
    В сентябре 2021 г. были подписаны акты обследования УУТЭ МКД № 15, 18, 19, 20, 23. Данные акты разрешали использование оборудования УУТЭ в целях учёта тепловой энергии до 20.09.2022 г. Представителями теплоснабжающей организации и УК не было отмечено недостатков, препятствующих функционированию узла учета. Но ввиду отсутствия проектов УУТЭ и так как в актах обследования от 20.09.2021 не указаны документы, которые предъявлялись при проведении проверки УУТЭ, не представляется возможным определить каким образом осуществлялась процедура ввода в эксплуатацию и были ли выполнены требования Постановления Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя".

    Для установления правомерности ввода в эксплуатацию УУТЭ необходимо рассмотрение следующих документов:
    · проектов УУТЭ,
    · паспортов измерительных приборов,
    · свидетельств о поверке измерительных приборов,
    · руководств по монтажу и эксплуатации измерительных приборов,
    · условий подключения рассматриваемых МКД.
  • Вопрос №2
    Правомерно ли использование данных с приборов учёта тепловой энергии при начислении платы за горячую воду и тепловую энергию?
    Ответ
    В отношении МКД № 15, 18, 19, 20, 23 использование данных с приборов учёта тепловой энергии при начислении платы за горячую воду и тепловую энергию правомерно, так как имеющиеся приборы учёта были признаны работоспособными и приняты в эксплуатацию для коммерческого учёта, что согласуется с пунктом 4.1.1 договора между теплоснабжающей организации и УК.

    В отношении МКД № 17 использование данных с приборов учёта тепловой энергии при начислении платы за горячую воду и тепловую энергиюне правомерно, так как УУТЭ не был принят в эксплуатацию.

ДРУГИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ УЗЛОВ УЧЕТА ЭНЕРГОРЕСУРСОВ


    ДРУГИЕ ТЕПЛОТЕХНИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ НАШИХ ЭКСПЕРТОВ

      Остались вопросы?
      Получите бесплатную консультацию у профессионалов в области электротехники и теплотехники

      Наши эксперты обладают большим опытом выполнения технических экспертиз различной степени сложности и, скорее всего,
      уже сталкивались с Вашей проблемой. Мы уверены, что сможем Вам помочь в оказании квалифицированной экспертной помощи